РАДИОПЕРЕДАЧА "НЕМЕЦКОЙ ВОЛНЫ" (Санкт-Петербург)

Июль 1998 (точная дата неизвестна)


В 1979 году группа Yello появилась на свет божий. В восьмидесятом на фирме Ralph Records вышла первая пластинка. Она называлась "Solid Pleasure" - "Основательное наслаждение". Когда пластинка добралась до Европы, она быстро нашла поклонников - преимущественно в богемной тусовке. В первое время Yello воспринималась в качестве американской группы - ведь концертов ребята не давали. Дитер Майер был, в принципе, не против, но Борис Бланк утверждал, что музыка группы не предназначена для живых выступлений, но на самом-то деле был просто не в состоянии воспроизвести на сцене свои скромные студийные успехи.

Борис Бланк на 7 лет моложе Дитера Майера и далеко не так богат. В юности Борис зарабатывал на жизнь наборщиком в типографии, мастером по ремонту телевизоров и разносчиком газет.

В первой половине восьмидесятых Дитер Майер и Борис Бланк работали в маленькой двухкомнатной студии в "Роде Фабрик" -- "Красной фабрике" - центре альтернативной культурной жизни Цюриха. В передней комнате, украшенной парой фотографий Дитера Майера на облупленном садовом стульчике сидел сам Дитер за истерзанной школьной партой и писал тексты. Несмотря на убогий вид помещения, одет он был как всегда с иголочки. В задней комнате Борис Бланк сидел перед компьютером марки Fairlight, который считал самым сенсационным музыкальным инструментом со времен изобретения фортепиано. Рядом с компьютером - 24-х дорожечный микшерный пульт, а вокруг - магнитофоны, усилители и всякие примочки.

У дуэта Yello не было никаких продюсеров и менеджеров. Бланк и Майер полностью контролировали процесс изготовления музыки, обложек пластинок, рекламных плакатов и видеоклипов. Все это ребята лепили за свой счет. Согласно контракту, европейская фирма Phonogram и американская Elektra получали уже готовый продукт. В 85-м году 7 видеоклипов Yello, которые снял Дитер Майер, в качестве художественных произведений были приобретены для коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства.

Но славна была группа Yello прежде всего своей музыкой. Борис Бланк принципиально не признавал никаких музыкальных инструментов. Он записывал звук натянутой бельевой веревки, которая гудит, когда к ней прикоснешься, звук снежка, который шлепается о стену, звук гайки, падающей на дно стакана с водой, и тому подобное. Борис резал звуки на части, растягивал их как жевательную резинку, запускал в обратную сторону и приклеивал один к другому. Парень коллекционировал всевозможные звуки впрок и набрал 20000 разнообразных шумов, скрипов, чавканий и похрустываний. Все эти сокровища размещались на компьютерных дискетах. Борис так комментировал процесс своей работы: "Я ныряю в звук примерно так же, как биолог, вооруженный микроскопом, проникает вглубь человеческого организма. Под ничем не примечательной поверхностью можно обнаружить кровеносные сосуды и клетки самых неожиданных форм и цветов. Так же и я - замедляя, скажем, треск липкой ленты, отрываемой от картона, и усиливая отдельные составляющие звукового потока, могу получить превосходную бас-партию."

В 85-м, с выходом альбома "Stella", к группе Yello пришел большой и настоящий успех. Массы полюбили ироничный Yello-вый электропоп с легким латиноамериканским оттенком. Но основной доход ребята из Yello имели совсем из других источников. Они делали музыку для кинофильмов и рекламных роликов.

Последние 10 лет пластинки Yello появляются все реже и реже, и из моды группа вышла, по-видимому, давно и окончательно. Настаивать на экспериментальном характере своей музыки Борис и Дитер могут лишь исключительно в издевательских целях. "Нас называют вместе с немецкими группами Can и Kraftwerk пионерами техно, -- напоминает Борис Бланк, -- Но Kraftwerk рассматривали себя как часть глобального процесса автоматизации. А мы как раз наоборот. Я никогда не сомневался, что синтезаторы и прочие машины придуманы людьми и поэтому всегда несут в себе какую-то часть душевного тепла. Я всегда старался заставить эти приборы звучать по-человечески."

Необычайно высокая скорость изготовления нового альбома - всего полгода - объясняется тем, что Борис Бланк окончательно распрощался с аналоговой техникой и перешел на цифровую. Сначала Борис записал всю музыку, а потом из Калифорнии заявился Дитер Майер - он теперь тусуется в Голливуде, -- придумал тексты и исполнил их. Музыканты говорят: "Мы не работаем на демократической основе - ведь мы же не какая-нибудь подвально-гитарная команда, где все все делают вместе, а в конце концов каждый разочарован, потому что ему не нравится результат. Мы оставляем каждому из нас максимум творческой свободы." Борис Бланк любит сравнивать свою музыку с наряженной и напомаженной невестой, которая, в принципе, готова к выходу, но не знает, как себя вести и куда девать руки. Тут является жених - то есть Дитер Майер, -- окидывает ее строгим взглядом, остается всем очень доволен, и вдвоем им уже не стыдно себя показать.

Дитер Майер создал в Голливуде супер-студию, позволяющую осуществлять звукозапись на трехстах дорожках. Вот уже более 10 лет он работает над фантастическим фильмом, но никак не может довести его до логического конца. Дитер уверен, что фильм провалится и все его усилия пойдут на смарку. "Однажды в гимназии, -- вспоминает он, -- Мне сказали, что через две недели меня отчислят. Я сразу как бы выпал из жизни, но должен был продолжать учить уроки, тянуть руку, ходить к доске, как приговоренный к смерти, который еще хочет как-то помочь делу и за две недели до казни бросает курить."

Дитер Майер не только ковыряет свой безнадежно провальный фильм, он еще занимается ввозом в Швейцарию чешского пива, а также изготовлением часов. Написал Дитер и книгу, посвященную египетским пирамидам нашего времени. "Когда оросительная система Древнего Египта высвободила массу населения, -- рассказывает философ, -- Перед фараонами во весь рост встала проблема - чем занять людей, ведь праздный человек склонен к задумчивости. Вот и решили строить пирамиды - а это занятие для полумиллиона человек, которых опять стало легко контролировать. Самое интересное, что при этом люди не заняты ничем продуктивным." Эта же модель прекрасно функционирует и сегодня, уверен Дитер Майер. Он говорит: "Свобода - это результат воспитания и образования. Большинство людей просто не в состоянии вынести избыток свободы. Особенно хорошо это заметно на вопиющем примере безработицы. Скажем, в Германии никто не голодает, и безработный имеет достаточно времени заняться самопознанием. Но безработица принимается как безусловное зло, как знак тотальной неудачи, как свидетельство того, что жизнь бессмысленна и бесполезна. И поэтому человек чувствует себя беспомощным,"-сокрушается Дитер Майер. Он, конечно, миллионер, сноб и бонвиван, и в его рассуждениях об экзистенциальных возможностях безработного есть изрядная доля наивности. Но, с другой точки зрения, к его мнению можно и прислушаться...

Hosted by uCoz

Hosted by uCoz