YELLO: СДЕЛАНО В ШВЕЙЦАРИИ

Музыкальный Олимп, июль 1996
Леонид Захаров



В прежние годы в Швейцарию ездили либо отдохнуть, либо для того, чтобы подготовить мировую революцию. В наше время для такого рода поездок появились другие причины: например, пообщаться с музыкантами знаменитого дуэта Yello. Дитер Майер и Борис Бланк - маленькая, но очень сыгранная и боевитая сборная Швейцарии, достойно представляющая свою страну на затяжном чемпионате мира по популярной музыке. Выпустив в 1980 году свой первый альбом "Solid Pleasure", Дитер и Борис довольно быстро прославились как одна из самых новаторских групп, работающих в сфере электронной музыки. Они экспериментировали практически со всеми стилями - от фламенко до техно - и везде достигали запоминающихся результатов, Не в последжнюю очередь благодаря изрядному чувству юмора. Из разговора с Дитером Майером стало ясно, что в самое ближайшее время от Yello следует ждать очередных шедевров.

-- Мы как раз работаем над новым синглом и альбомом Yello в Цюрихе и Лос-Анджелесе, где у нас тоже есть студия. В ней, кстати, мы записываем не только наши альбомы, но и музыку к фильмам. Сейчас - к моей новой ленте под названием "The Lightmaker". Это что-то типа современной оперы-сказки.

-- Ваша роль в этом проекте: вы режиссер, композитор?

-- Музыка написана группой Yello, а я продюсер и режиссер фильма.

-- Как вы умудряетесь совмещать работу в группе с продюсерством, кино, литературой, живописью?

-- Зависит от обстановки. Иногда я сосредоточен в основном на музыке, иногда - на кино. Сейчас - примерно 50/50. Наш новый альбом выйдет в начале сентября. А 28 октября - премьера в Цюрихе моего фильма. Что касается литературы, я по-прежнему пишу, но ничего не публикую. Года два назад я регулярно печатался в газете "Нойе цюрхер цайтунг". Сейчас перестал - музыка и фильмы отнимают очень много времени. Но к этому делу я еще вернусь. Вот закончу альбом и фильм и напишу-таки роман, над которым работаю уже давно.

-- Я слышал о вашей книжке для детей.

-- Да, была такая иллюстрированная книжка. Но уже давно - лет 14-15 назад. Я написал стишки, а моя знакомая художница наррисовала к ним картинки.

-- А с чего это вы взялись писать для детей?

-- Ну, во-первых, у меня у самого дети. К тому же они более открыты, чем взрослые, для новых идей, фантазий, сказок. Мне доставляет удовольствие писать для неиспорченных людей.

-- Позвольте личный вопрос: я однажды видел ваше фото с двумя девочками на рекламе авиакомпании Swissair. Это ваши дочери?

-- Да, это мои две первые дочки. Помню этот снимок - лет семь назад был сделан. Сейчас у меня еще одна дочь и один сын. Итого четверо. Но, возможно, будут еще дети.

-- Мне ваши видео кажутся очень функциональными. К вам никогда не обращались с просьбами снять рекламные ролики?

-- Было дело. Но я не люблю этим заниматься. Не из этических соображений - я как раз считаю, что все можно рассматривать как товар, будь то музыка или религия, и все нуждается в рекламе. Но дело вот в чем : когда я работаю над рекламными роликами или клипами для других групп, я несу ответственность за то, чтобы это продавалось. И эта мысль настолько крепко сидит в мозгу, что ограничивают мою фантазию. Помню, я делал видео для группы Trio на их знаменитую первую песню "Da Da Da" и для группы Alphaville на песню "Big In Japan". Клипы получились удачные, их хорошо приняла публика. Но прежде мне пришлось убеждать фирмы грамзаписи, что это именно то, что нужно. И что с помощью этих клипов они смогут продавать эту музыку. А я такую ответственность не люблю, приходится все время думать: а не слишком ли это круто, а не чрезмерно ли авангардно, а вдруг заказчику не понравится или MTV не будет крутить? Когда я делаю клипы для себя, то есть для Yello, таких проблем не возникает. Я знаю, что если что-то не так, то пострадаю от этого только я сам. Так что пока мы продаем достаточно много пластинок, я могу позволить себе роскошь отказываться от такого рода предложений и не торговать своими услугами.

По поводу рекламы ко мне тоже обращались, но многие заказчики знают, что работать со мной трудно: я либо делаю что-то в своем стиле, либо не делаю вообще.

-- По части музыки я более-менее представляю, как вы с Борисом Бланком распределяете обязанности: он пишет песни, вы поете. А кто чем занят в прочессе создания видеоклипов?

-- Я режиссер и оператор. Все идеи тоже мои. В качестве актеров выступаем оба. Сложность в том, что Борис страшно не любит сниматься в клипах, хотя он прекрасный актер. Но мне его обычно удается уговорить, и должен сказать, что если уж он играет, то у него получается здорово.

-- У меня впечатление, что, будь ваша воля, вы бы предпочли все делать сами - без менеджеров, продюсеров, импресарио...

-- В случае с видео так оно и есть. Тут много народу и не нужно - очень компактный жанр. Что касается, например, кино, то я точно знаю, что быть продюсером своего следующего фильма я не хотел бы. Режиссер и продюсер, как у нас принято говорить, носят разные шляпы. Одна из причин, почему я так долго вожусь со своим фильмом, заключается в том, что как режиссер я все время хочу продолжать, сделать еще один дубль, еще одну склейку. Но как продюсер я должен наступать на горло собственной песне: бесконечно продолжать нельзя, все стоит денег и т. д.

-- Не обидно ли: вы столько сил вкладываете в видеоискусство, кинематограф, живопись, литературу, а по-настоящему знаменитым стали благодаря одной лишь музыке?

-- Концептуальное искусство, авангардная живопись, видеоарт - все это очень элитарные виды творчества, рассчитанные на ограниченный круг знатоков. Можно сказать, искусство ради искусства. Завоевать широкое признание и заработать приличные деньги на этом практически невозможно. У меня были выставки в очень известных музеях, но жить на это я не смог бы. Я считаю, есть некоторая несправедливость в том, что популярна стала именно та сфера моей деятельности, которая для меня не самая главная.

-- Но начинали вы именно как музыкант?

-- Вовсе нет. После окончания школы я изучал право. Но это было лишь прикрытием для моей основной в ту пору деятельности: пять лет был профессиональным шулером, причем, довольно удачливым. За покерным столом я зарабатывал весьма приличные деньги.

-- Ваши родители знали, чем вы занимались?

-- Знали. И я им очень благодарен за то, что они к этому относились весьма терпимо. Более того, со временем они начали испытывать даже нечто вроде гордости за меня: такой молодой парень и так уверенно себя чувствует в этих игорных джунглях. Потом я начал снимать любительские фильмы и писать к ним музыку. Знакомый английский композитор сказал, что это довольно интересно, и надоумил меня заняться музыкой. Дома у меня был простой магнитофон, на который я и делал свои первые записи. Кстати, нотную грамоту я так до сих пор и не знаю.

-- Из швейцарских музыкантов вы с Борисом, вероятно, самые знаменитые. Наверное, вами гордится страна?

-- Артистическая среда и даже критики от этого не в восторге. Принято считать, что если ты из Швейцарии, то не можешь добиться международной и уж тем более всемирной известности. А если ты все же стал знаменитым, люди начинают задавать вопросы: интересно, почему этот парень добился того, чего другим не удалось? Кое-кто видел главную причину моего успеха в том, что мой отец - состоятельный человек. Когда я заключил свой первый контракт с Warner Brothers, многие говорили: конечно, у него папаша большая шишка на "Уорнере", вот сынок контракт и получил, и все такое прочее. Но это - полная чушь. Почему-то никому не приходит в голову, что ты можешь просто оказаться талантливым человеком. Сейчас-то меня все это абсолютно не волнует: я делаю что хочу, и на глупости в прессе внимания не обращаю.

-- Когда вы стали знаменитостью международного масштаба, не оторвались ли вы от своих швейцарских корней?

-- Нет. Хотя я много времени провожу за рубежом, я все же сильно привязан к моим родителям, друзьям, семье.

-- В прошлом году вышел альбом "Hands On Yello", на котором популярные ныне исполнители разных стилей электронной музыки (Moby, The Grid, Jam&Spoon) исполняют ваши песни. Почетно, конечно. Но не навевает ли грустных мыслей: все, определенного уровня мы достигли, пора подводить итоги?

-- Даже и не знаю. Приятно сознавать, что современные исполнители любят нашу музыку и даже утверждают, что сами решили играть, услышав Yello 10-15 лет назад. И то, что они сегодня интерпретируют на свой лад наше творчество, -- тоже хороший знак. С другой стороны, это заставляет призадуматься о том, что ты уже стареешь. И теперь важно не остановиться в развитии, не повторить приемов, которые принесли тебе известность 10-15 лет назад. А это не так просто. Мне вообще кажется, что любая форма искусства наиболее интересна, когда стиль и личность артиста только зарождаются. Потом исполнитель в рамках этого стиля начинает повторяться, это становится ужасно утомительным. А взяться за что-то новое уже невероятно сложно. Это все равно что заново родиться. Что касается Yello, думаю, у нас есть собственный стиль, мы его никогда резко не меняли, не становились совершенно другой группой. Но мы и не останавливались в своем развитии.

-- Возможно, потому, что не пытались замкнуться не только в рамках одного стиля, но и в рамках одного вида искусства?

-- Очень даже может быть. Сейчас я заканчиваю фильм и скоро непременно возьмусь за новый. В кинематографе шанс на самоповтор невелик. Каждый фильм - это новая вершина, и когдв ты на нее взбираешься, все вокруг не такое, как в прошлый раз: другая погода, другой маршрут. А когда садишься в студию записывать новый альбом, основные параметры остаются прежними - ты все тот же музыкант с тем же набором аппаратуры. Влияние внешнего мира на тебя минимально. И, стало быть, выше вероятность повториться.

Hosted by uCoz